Электромобиль PLAYER

(Информация взята с форума электротранспортников)

Статья - репортаж (от имени изобретателя):    Токмаков Н.М.



                                                                               Всех нас напугал на заводе "Тойота"
                                                                               Вид трубы выхлопной и ДВСа дыханье
                                                                               Смерть самураю без ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ

                                                                                      (Пародия на японские хокку)





В марте этого года (2009) я (Федор Полищенко) закончил очередной проект и вспомнил о встрече с директором детского парка. Он сетовал на ненадежность китайских электромашинок для проката и просил помочь в их ремонте. Вот с этого места и началась работа по электромобилю. Сначала выбирали мотор и электропривод, с моторами долго не возились, взяли от электровентилятора радиатора ВАЗ 2108. Живу я в Тольятти, и этого добра здесь пруд пруди вчера, сегодня и завтра. Мощность 110вт, а надо 200-400вт минимум. Решение одно - объединить моторы два в один, получилась одна единица привода мощностью 220 Вт. Если делать маленький автомобиль для малыша 3-5лет, то хватит одной пары. Сделал, сел, поехал со скоростью в 5км/час., даже в гору тянет. Пошел дальше: поставил две пары моторов, скорость - 12км/час.(!) Собрал пробное шасси, колеса от скутера, чтобы меньше было сопротивление качения.
Получилась смешная тележка, габариты самые демократичные: база- 1000мм, колея- 1000мм., на каждое заднее колесо по паре моторов. Так как у моторов 2600об/мин., то пришлось сделать передаточное отношение, понижающее обороты до 100об/мин. Управлять моторами взяли комплект КИТ в радиокомпонентах, реостат опять ВАЗовский от положения дроссельной заслонки, деталь надежная и всегда есть замена. Рама сварена из тонкостенных труб квадратного сечения с минимальным весом. Руль от ВАЗовской машины (в последствии изготовили свой по дизайну). Радиус разворота не превышает 3м. Взяли поролон на сиденье, фанеру на пол, АКБ стартерные 2шт. Напряжение 24 вольт, моторы соединены последовательно и таким образом, чтобы была функция электродифференциала. вместо рулевого наконечника мы использовали ШС (шаровый шарнир), его часто используют спортсмены для обеспечения безлюфтовых подвижных соединений, деталь покупная из ранга подшипников и запресованная в обойму (на гидроцилиндрах используется). И машинка поехала, с хорошей динамикой, хотя сели два больших дяди, дальше больше.
Но в таком виде на люди не покажешься, поэтому пригласили дизайнера, чтобы придать привлекательность внешнему виду. Задача была в том, чтобы автомобиль не оказался «инвалидом» и не был похож на заурядный гольфмобиль. И создалась уже целая группа неравнодушных людей из механиков, электронщика, дизайнера и модельщиков. Каждый делал свою работу и делал ее профессионально. Все работы проводились в гараже с хорошим техническим оснащением.
На всю работу ушло чуть больше двух месяцев. Наш автомобиль выехал во всей своей красе 6 июня 2009 года, в День города. Основные органы управления - это руль, электронная педаль газа и педаль тормоза. Также есть габаритные огни, поворотники, стоп сигнал, фара и самое интересное - усилитель для внешнего подключения любого плеера. Производя регулировки на плеере, можно слушать свою музыку через колонки во время движения электромобиля. Благодаря этой функции, электромобиль получил название « ПЛЕЕР». Что получилось можно посмотреть на фото. Рlayer умеет ездить и доставлять радость детям и взрослым….
Для просмотра фотографий, щелкните по ней. А пообщаться можно здесь: Форум электротранспорта



Темой электромобилей я попробовал заняться еще года два назад. Хотели перевести на электро тягу мини автомобиль MikroB, его на последней фотке видно на заднем плане. Сухой вес у него 230кг. Сейчас он на бензиновом моторе. Ставили шаговый безколлекторный мотор от сварочного робота на 4квт.-сожгли, переделывали стартер от ЗИЛа на 7квт. стартовый ток 600А. холостой 250А. трогается с десятью 55-тыми батареями с буксом, но таким мотором невозможно управлять, прожорлив. Сейчас стоит эл. мотор от электрокары. вес 90кг. мощьность 3,6Квт. 48в. Ставили четыре батареи по 140А/час.(общий вес без водителя подобрался к 500кг.) немного покатались сожгли два привода и сейчас хочу попробовать поставить центробежное автоматическое сцепление дле уменьшения скачка тока на старте. До этого ездил в Королев аэрокосмический завд, у них были тяговые супер конденсаторы и мотор колеса, с ними познакомились в мае 2005г. на фестивале малолитражных авто, который проводит Лужков, они привазили трех колесные электрокаталки. но суть в том что за одно моторколесо зарядили 2500 доларов, и мы пошли топтатся дальше в гараж. В общем проект MikroB-электро еще впереди, как с "плеером" закончим. Пробуем разработать управление для синхронников на 220в. уже начали делать привод на два мотора по 370Вт. за одно хотим попробовать еще ставить бензо генератор в паре с АКБ, чтоб не сильно привязываться к разетке, а в какое-то время быть автономным, да и вообще на природе музыку послушать и свет на столбе включить, когда стемнеет. Такой же гибрид и на "плеере" хотим опробовать, хотя я уже ездил ставил бензогенератор (безшумный - 57-59 Дцб) в ноги и через зарядное устройство запитывал, поехал. правда зарядник слабоват на 10А. а надо 50А.
Прошло уже почти три месяца, а мои машинки ЕЗДЯТ! Одна в парке на прокате, а вторая в автосалоне Ниссан. за это время был один и тот же дефект срезало шпонку 2 мм на валу электромотора 8мм. Это устранили посадив два ротора на один вал и соединив два статора в один корпус. получилось компактно, главное механических потерь меньше и по ощущениям динамика лучше. Теперь выходной вал имеет 12мм. и шпонку 5мм. Еще заменили цепную передачу на полиремень с автоматическим натяжителем, чтобы исключить обслуживание и регулировок в трансмисии, машина стала ездить совсем тихо, только слышно при троганье специфический "свист" пивода с частотой 400Гц. Но вообще классно.
Мотор с колесом соединяем с помощью полиремня, от привода автогенераторов. Они способны передавать большую мощность, не боятся больших оборотов, перегибов и бесшумны.
На стапелях стоит еще три плеера, конечно в них будут внесены все изменения предшественников. Я создал страничку player-tlt.narod.ru
Наследующей неделе из ворот моего гаража должна поехать элекромобиль "Калина". Она как раз есть "прородитель" плеера, но так вышло что Калина поедет в свет позже. На картинках наши ребята занимаются "детством" когда хотелось прокатиться на машинке. Сейчас уже дизайнер ресует рейсталиговый "Плеер".



Каким образом делается кузов? После создания пластелиновой модели разграничиваем детали и обклееваем стеклотканью со смолой, это коротко. На самом деле немного сложнее: сначало слой матричного геля, потом несколькр слоев стекломата с полиэфирной смолой и армируем фанерой. После этого снимаем слепок, вынимаем пластелин, обрабатываем поверхность, воскуем, а с нее снимаем деталь из стекломата с полиэфиркой.
Пластилин мы используем мягкий, модельный, его можно заменить детским отечественным, который на основе глины и жира, не синтетический. Смолу с тканью клеим сразу на пластилин, а потом пластилин выскребаем из формы
Фанера применяется для усиления слепка с пластелина (матрицы), чтобы его не искривило при снятии и дальнейшей работы. Она делается и как полосы или как ящик по контуру, главное создать жесткость корки. А детали уже клеятся тонкой коркой толщиной 2,5-3 мм.




Хочу рассказать как делаются колёса. В природе необходимых колёс мы не нашли и решили сделать сами. Сначала взяли от скутера вырезали середину и вварили свою, но это очень дорого. Решили сделать свой обод, а уж ступицу мы знаем как делать. Для этого изготовили прокатный станок, из листового металла делаем кольцо и как крышку для банки раскатываем заданный профиль.
Полоса 2мм металла шириной 100мм длинной 815мм - заготовка будущего обода, эту полосу скатываем в кольцо. Скатали, сварили, зачистили сварочный шов, пока металл и ничего лишнего. На фотографии прокатный станок. Наше кольцо как раз делалось для него. Весь процес занимает примерно минут десять и профиль задан.
Питаем электромобиль пока свинцом, тяжело но дёшево. Комплекта АКБ хватает на прокате на три-четыре месяца, зато зимой хранить не надо.
На "Плеер"е первом с двумя свинцовыми стартерными АКБ 120А/час машинка ездила 3-3,5 часов. На прокате в порке её заряжали через день , хотя мы советовали каждый день. АКБ прожили у них три месяца и заметно подсели. На "Плеер"е-2 пока поставили самые дешёвые 55-тые 4 шт. при скорости до 25 км/ч накатали за 2,5 часа 25км. (по велоспидометру смотрели) , явной посадки АКБ не ощущалось, катали в гараже по коридорам. Педполагаем, пробег будет не менее 50 км. если применять тяговые, то возможно чуть больше.
Каждый проект занимает от двух до ... месяцев, многие идут параллельно, потом обновляются. Стоит это удовольствие не дёшево, главное, что я могу реализовать в них свое желание строить то, что мне хочется и нравится.
Краткие технические данные Плеера-2:
  • Колея - 1000 мм.
  • База - 1000 мм.
  • вес - 250кг. (четыре батареи 55 А/ч)
  • напряжение - 48 В.
  • суммарная мощьность - 1000 Вт.
  • преодолеваемый подъем - 12%
  • скорость - 25 км/час.
  • пробег на одной зарядке - 40-50 км.
  • вместимость - 2 человека
  • светотехника - фара, габариты, повороты, стоп.
  • доп. оборудование - усилитель для подключения аудиоплеера



    Трансмиссия претерпела не один рейстайлинг, одно осталось неизменным - это моторы от вентиляторов радиатора автомобиля, но это для "Плеера"-1 и для Калинки. На "Плеере-2" уже использовались настоящие моторы. Вентиляторные моторы переделываем, мы два ротора сажаем на один вал, а корпуса свариваем в один. Получается один мотор с двумя клекторами, его можно подключать паралельно на 12В, или последовательно на 24В. Сейчас проектируем новую компоновку с редуктором, чтобы на выходе иметь не 2800, а 500-600 об/мин., а моторы устанавливать без переделок, так более ремонтопригоднее получиться и моторы любые можно ставить от 110Вт до 200Вт, а также от одного до четырёх на одном редукторе. Должно получиться очень компактно и универсально. Подвески также изменились, они рычажные с гидравликой и пружинами с ходами 40мм., жестковато (по грунту) но зато без стуков, практически безшумно движется по асфальту, управляемость классная...



    Получили первые опытные комплекты шестерёнок для моторедуктора (с дырками красивая шестерня, это уже доработанная, чтобы уменьшить вес. Большая шестерня: заготовка весит 875 гр. а доработанная 300 гр. ). Правда по компоновке пока уместили три мотора от вентиляторов по кругу, а не четыре как сначало планировалось. Компоновку всего моторедуктора с электромоторами я в понедельник покажу, картинки с работы по почте не пришли почему-то. Во вторник из Самары прийдут заготовки для корпуса, а там и сборку будем делать. Передаточное редуктора получается 1:4,8 значит на выходе получим 600 об/мин. что вполне приемлемо. На колесе мы традиционно применяем шкив на 219мм. Соответственно при 40мм. на редукторе скорость машинки будет 8 км/час. при 60мм. 10 км/час. и т.д. Первый редуктор будем собирать с ВАЗовскими моторами на 110 Вт. они стоят 500 руб. шт.
    Быстро не получилось, но первый редуктор для электромоторов от вентиляторов собрал.... РАБОТАЕТ. Запустили пока на сухую, без смазки, гудит но не сильно. Вот корпус закроем заправим смазку и тогда начнем испытания. Ны а пока пробовали запускать один мотор и сразу три, соответственно тестировать каждый мотор можно поотдельности и как я уже писал электромоторы без переделок. Если их подключить последовательно то будет 36 В. Если всё будет хорошо то и на четыре мотора соберём на 48 В. Для КАЛИНКИ и ПЛЕЕРА-1 будет редуктор с двумя моторами. Элементная база будет одна, а корпус из листа режется любой. Ещё хотим просчитать маленькие шестерни из пластмассы, ещё тише и мягче должно быть.
    Теперь первые испытания...
    Корпус закрыли, масло заправили, запустили, минут пять покрутили, никаких течей масла нет. Шум правда от шестерён остался , но тише чем на сухую крутили. Правда и шестерни после фрезировки не притерали, отсюда и повышенная шумность. Сейчас на ВАЗ отдали на более точный расчёт профиля зуба и материала шестерен. А так вращение лёгкое, сопротивление маленькое, ничего не греется. Конечно, наверное, есть ограничение по мощности моторов примерно суммарное до 500-700 Вт., а дальше проще брать готовые. Я предполагаю, что у маленьких электромоторах низкое КПД чем у больших и при малых мошностях с этим можно смириться, а вот потеря на больших мощностях не допустимо при наших АКБ.
    Практически каждая машина индивидуальна. Вот еще один вариант исполнения силовой (ходовой) части машины:
    Снимки с последнего образца. Передняя подвестка класическая Макферсон, только рулевую трапецию обратную сделали. Шаровую используем ВАЗ 2108, рулевую рейку тоже от восьмёрки, правда корпус свой делаем. Рулевые наконечники вместо ШСов будем брать от классики. На фото задний рычаг с мотором, там видно пружину поддерживающую постоянное натяжение ремня, и немного видны тормоза...

    Авторы машинки имеют массу вариантов машин. Приведу фотографии разных моделей.







  •    Rambler's Top100  

            Возврат на главную страницу       
    "www.samodelkin.komi.ru"