Самодельный вездеход "ГРИВА"

(по материалам журнала "авторевю" N9,стр.74)

Токмаков Н.М.

PICTURE 1 Кто сказал, что бытие определяет сознание? Сознание людей,сумевших "на коленках" построить такую машину, определяет что-то другое ... (Константин Сорокин)

Авторы идеи Олег Алещенко,Виктор Корнилов,дизайнер Аркадий Ашрапов,конструктор Галижан Кулумбетов.

В салоне пять пассажирских мест и достаточно места для перевозки груза. Авторами идеи и заказчиками ставилась задача создать комфортный вездеход, который и после сборки в кустарных условиях не казался бы самоделкой.

Что касается названия Грива... Гривами, как выяснилось называют за Уралом узкие полосы леса, тянущиеся вдоль болот. И такое название не случайно. Вездеход является не только сухопутным но и водоплавающим. Кузов имеет коробчатую конструкцию, нижняя часть заполнена пенопластом, обеспечивая водоизмещение в две тонны. Кроме этого каждое колесо добавляет к плавучести по 650 кг. Роль водяного движетеля выполняют колеса.

PICTURE 2 Большинство решений экстерьера несут функциональную нагрузку. Хромированный передний "кенгурятник" защищает углы лобовых стеклопакетов.Забравшись на крышу сразу находишь за что зацепиться. Места для установки задней и передней лебедок размечались на стадии проектирования. Огромные колеса низкого давления расставлены по углам кузова. Для тяжелого бездорожья такая схема себя оправдывает.Это обеспечивает максимальную устойчи- вость и никакой элемент рамы или кузова не зацепит за препятст вие.Колесо-пневматик не нарушет верхний слой почвы.Давление в колесе от 0.2 до 0.5 атм. Колеса накачиваются штатным компрессором за 10 минут до давления 0.5 атм.

PICTURE 3 Разрабатывая силовую схему, были максимально использованы серийные узлы. Двигатель ВАЗ-21083, к нему пристыкована пятиступенчатая коробка передач от классики и раздатка от "Нивы",снабженная дифференциалом типа Torsen. Его задача блокировать межосевые связи, оставляя возможность задним и передним колесам вращаться с разными угловыми скоростями. Спереди и сзади межколесные редукторы от "Нивы" с самоблоки рующими дифференциалами. На каждом колесе установлены одно- ступенчатые редукторы. Это оригинальные узлы. Редукторы срезали максимальную скорость машины до 60 км/час, но позволили сделать независимую подвеску и уменьшить нагрузку на редукторы и трансмиссию. Подвеска конструктивно одинакова спереди и сзади с ходом в 300 мм. Выполнена она на двойных поперечных рычагах с пружинами и амортизаторами. Органы управления автомобильные - руль с электроусилителем, привычный педальный узел, рычаг переключения передач и "рогатка", включающая демультипликатор и межосевую блокировку.

PICTURE 4

Ощущения от управления: Обзор с водительского места как с капитанского мостика,аквариум из стеклопакетов открывает хороший обзор спереди и с боков.Габаритный вылет колес приходится ловить шестым чувством, но к этому быстро привыкаешь. Сидеть на водительском сидении можно даже в валенках и тулупе, а перед ногами пассажиров можно закатить хоть бочку солярки. Двери представляют собой распашные створки шириной 1.4 метра.Для того чтобы войти в салон достаточно открыть одну створку, а при погрузке груза - обе. А еще сочлененные двери позволяют сохранять тепло в салоне, что особенно ценят северяне. Двигатель на холостом ходу и малых оборотах практически не слышен. Даже при оборотах в 4000 можно говорить не повышая тона.

PICTURE 5 Низкая максимальная скорость (60 км/час) создает проблемы при преодолении крутых склонов. Двигатель быстро выкручивается на каждой передаче, не позволяя набрать запас хода. Штурмовать косогоры "Грива" умеет только внатяг, если шинам хватит зубатости иначе приходится скатываться. Сегодняшняя проблема "Гривы" - избыточный вес. Две с половиной тонны для вездехода на пневматиках со сверхнизким давлением слишком много. Отсюда и огромные нагрузки на подвеску в относительно безобидных ситуациях.Резервы для похудания у "Гривы" есть.

        Возврат на главную страницу        
"www.samodelkin.komi.ru"

   Rambler's Top100